
Какие бывают дорожные катки
- 08.04.2024
Дорожные катки предназначены для уплотнения почвы и повышения несущей способности дорожного покрытия, удаления воздушных полостей, неровностей и улучшения сцепления колес с дорогой, улучшения дренажа и предотвращения образования луж на дороге. В зависимости от поставленной задачи катки бывают различных типов и размеров. В статье подробнее рассмотрим их виды.
Виды дорожных катков
По типу воздействия
По типу воздействия на материал катки разделяются на комбинированные, статические, динамические.
- Статические. Принцип работы заключается в том, что давление, создаваемые весом машины, применяется к уплотняемой поверхности без использования вибрации. Подходят для уплотнения плотных грунтов на небольших участках. Ширина рабочей поверхности определяет, сколько материала можно уплотнить за один проход. Могут иметь ограниченную маневренность и не подходят для больших участков или для работы на неровных поверхностях, а также требуют большой мощности.
- Динамические, или вибрационные Принцип воздействия — создают вибрацию или удары, которые помогают повысить плотность покрытия и улучшить его прочность. Обладают возможностью изменять свой вес и частоту вибрации, что делает их эффективнее на более широких и неровных участках. Могут использоваться для различных материалов. Главное преимущество динамических катков заключается в том, что они способны проникать глубоко в грунт, обеспечивая более равномерное и эффективное уплотнение. Благодаря этому такие катки могут быть использованы для создания устойчивых дорожных покрытий, аэродромов, железнодорожных путей и других инфраструктурных объектов.
- Комбинированные Объединяют в себе особенности статических и динамических катков. Обычно имеют два вибрационных барабана на передней оси и один гладкий барабан на задней. Это позволяет им производить уплотнение как на поверхности, так и в глубине слоя почвы. Подходят для операций на различных участках дорог, обеспечивая высокое качество выполняемых работ. Используются для укатывания грунта, асфальтовых и бетонных дорожных покрытий.
По размеру и весу
В зависимости от типа дорожного покрытия и объема работы необходимо выбирать каток соответствующего размера и веса:- Легкие — имеют вес до 6 тонн. Оснащены двигателями мощностью до 20 кВт. Способны распределить нагрузку до 40 кН/м. Применяются для уплотнения тротуаров, площадок и других мест с невысокой нагрузкой.
- Средние — их вес находится в диапазоне от 6 до 10 тонн. Оснащены двигателями мощностью от 20 до 30 кВт, распределяемая нагрузка составляет от 40 до 60 кН/м. Эффективны на большинстве типов дорожных покрытий.
- Тяжелые — самые мощные и крупные. Их вес превышает 10 тонн, они оснащены двигателями мощностью более 30 кВт и способны распределить нагрузку более 60 кН/м. Тяжелые катки используются для щебня, гравия, асфальта и асфальтобетона. Более крупные катки могут иметь большую производительность, но при этом требуют большей мощности для управления.
По типу и количеству вальцов
Основной частью катковой техники являются вальцы — цилиндрические барабаны, установленные на раме. В зависимости от технических особенностей исполнения выделяют их виды:- гладкие,
- пневматические,
- сегментные,
- кулачковые,
- решетчатые,
- компакторные,
- специальные.
- Одновальцовые: у них имеется только один валец, который находится с одной стороны, в то время как с другой стороны располагаются колеса.
- Двухвальцовые: они оснащены вальцами как спереди, так и сзади. При этом оба вальца могут быть ведущими, либо только один из них.
- Трехвальцовые: в таких катках присутствуют три вальца.
По методу передвижения
Катки классифицируются следующим образом:- Самоходные. Обладают собственным двигателем и являются автономными машинами. Они обычно более маневренны по сравнению с прицепными катками.
- Прицепные. Перемещаются с помощью другого самоходного механизма, чаще всего трактора.