Техническое обслуживание автокрана: как часто нужно проводить, и в чем его особенности
Сложная строительная техника, будь то трансформатор для прогрева бетона или буровая установка нуждаются в регулярном ТО. Автокраны не исключение — от бесперебойной работы оборудования зависят сроки возведения объекта, ремонтных работ. Расскажем, зачем проходить ТО, что туда входит.
Что такое техническое обслуживание кранов?
Комплекс процессов направлен на поддержания рабочего состояния техники не только во время ее работы, но транспортировки и хранения.
Обслуживание автокрана проводит оператор или инженерно-техническая комиссия, куда входят аттестованные специалисты. Для проведения планового осмотра тяжелой техники требуется не только профессионализм, но и наличие специального оборудования, так как подъемные машины сегодня оснащают большим количествам элементов, такими как телескопические стрелы или гидравлические механизмы, без которых агрегат не может полностью функционировать.
Для чего нужно ТО автокранов?
Регулярное обслуживание обеспечивает надежность техники и безопасность оператора. Вовремя замеченная изношенная деталь или элемент поможет быстро диагностировать проблему и исправить ее. В противном случае, незамеченные глазом при визуальном осмотре неисправности могут привести к тому, что понадобится дорогостоящий ремонт автокранов. А если к этому прибавить заказ и ожидание деталей, то возрастет не только стоимость проекта, но и сдвинутся сроки сдачи объекта.
Цель ТО:
- предупредить аварийный ремонт;
- гарантировать безопасность процессов;
- обеспечить небольшой расход электроэнергии, горючего, смазочных материалов;
- увеличить межремонтные сроки;
- предотвратить преждевременный износ и поломку элементов;
- обеспечить высокую производительность труда.
Если во время осмотра были обнаружены серьезные неисправности, их нужно немедленно устранить. Стоимость ремонта оплачивается отдельно.
Виды ТО автокрана
Выделяют техническое обслуживание:
- ежесменное (ЕО);
- периодическое: первичное (ТО-1), вторичное (ТО-2);
- сезонное (СО).
Каждый вид зависит от объема работ и списка мероприятий. Разберем каждый комплекс отдельно.
Ежесменное обслуживание
Проводится ежедневно независимо от нагрузки. Перед тем как вывезти оборудование со стоянки, оператор осматривает агрегат, очищает его от пыли, грязи, снега. Особое внимание уделяется ходовой части, двигателю, крановым механизмам. Затем, машинист проверяет технику непосредственно перед началом работ: контролирует давление в шинах, плотность болтовых соединений, крепления ходовых механизмов, наличие света в фарах. Последнее обслуживание проводится в конце смены. Прежде чем установить автокран на стоянку, его запускают «вхолостую». Весь комплекс мероприятий занимает до 45 минут.
Первичное периодическое обслуживание
Первый осмотр проводится через 150 моточасов использования агрегата. Подразумевается, что до этого агрегат проходил ЕО, но если по каким-то причинам этого не было, ТО-1 включают в себя мероприятия ежесменного обслуживания.
Во время процедуры осматривают механизм реверса с распределительной коробкой, проверяют состояние тормозов, карданных валов, гидравлических панелей, двигателя, педалей сцепления, топливного насоса, рессор, ведущих мостов, рулевого управления, механизмы вращения.
При этом особое внимание уделяют:
- неповоротной раме,
- стыковке стрел,
- выносным опорам,
- креплению редуктора лебедок.
Качество проведения осмотра влияет на эффективность эксплуатации оборудования. При этом важно выявить недостатки в работе, чтобы быстро и относительно недорого их исправить.
Вторичное периодическое обслуживание
Проводят через 400 моточасов эксплуатации нового автокрана и 240 моточасов после капитального ремонта. По времени такие работы занимают до 2 суток. Выполняются те же мероприятия, что и при ТО-1, плюс:
- разбирают насос-форсунки;
- проверяют соосность валов электродвигателей и редукторов, смазку зубчатых муфт;
- меняют фильтры в дизельном двигателе, а карбюраторном — промывают топливные фильтры;
- контролируют силовые цилиндры.
Пробег для разных моделей автокрана свой. Однако не зависимо от интенсивности нагрузки, первичное ТО проводят ежемесячно, вторичное — каждые полгода.
Сезонное техническое обслуживание
Очередная проверка наступает во время осеннее-зимнего и весенне-летнего периода, когда на улице устанавливается устойчивая температура выше или ниже +5 °С. Обслуживание проводят для автокранов, которые работают на открытом воздухе, для других СО совмещают с ТО-2. Длится мероприятие день.
При СО промывают корпуса редукторов, очищают агрегат, меняют жидкость, производят нивелировку подкрановых путей и, если необходимо, утепляют кабину оператора.
Регулярный ремонт и обслуживание автокранов помогает снизить вероятность аварийных ситуаций и избежать внеплановых трат из-за простоя техники.
Оператор или комиссия после каждого ТО составляют список с указанием состояния механизмов и деталей. Мониторинг позволяет получать актуальную информацию о состоянии кранового оборудования и поддерживать запас запчастей для плановой замены изношенных элементов, не дожидаясь выхода из строя техники.